АКПП: типы неисправностей и технология ремонта

Устройство автоматической коробки передач

Главная задача любой коробки передач — это передача крутящего момента от двигателя автомобиля к его колесам. Особенность автоматической коробки передач, которая отличает ее от ручной, это возможность передавать крутящий момент без участия водителя.

В большинстве современных автомобилей стоит АКПП и отсутствует педаль сцепления, поэтому автолюбителям важно знать устройство и принцип ее работы, это позволит самостоятельно устранять мелкие неисправности и проводить профилактические мероприятия.

Гидромеханическая АКПП

Устройство классической автоматической коробки передач является довольно сложным, если упростить, то его можно представить следующим образом:

К коленчатому валу двигателя внутреннего сгорания присоединяется гидротрансформатор. Гидротрансформатор — это узел АКПП, который служит для увеличения скорости передачи при помощи двух турбин, которые вращаются в специальной жидкости.

Его второй задачей является амортизация вращательного момента вашего ДВС, благодаря этому уменьшается нагрузка на вал от трансмиссии. Последней его функцией является обеспечение плавного старта автомобиля с места.

Название у этого вида АКПП объясняется тем, что в основе его работы лежит перекачка жидкости при помощи ведомой и ведущей турбины. Гидромеханический тип автоматической трансмиссии является самым часто встречаемым.

Планетарный ряд классической АКПП можно сравнить с передачами в МКПП. Главным отличием является отсутствие у первой шестеренок с передаточными числами. За счет блокировки определенных частей планетарного ряда происходит изменение скорости вращения колеса вместе с выходным валом.

Вариаторная АКПП

вариатор

В этом виде АКПП отсутствуют фиксированные передачи, вместо них виртуальные, которые указаны в программном обеспечении компьютера. Это позволяет использовать ручное управление при необходимости. Например, когда вам необходимо выехать из сугроба, и вам не важна скорость, а нужна максимальная тяга.

Передачи переключаются максимально гладко благодаря устройству вариаторной АКПП:

  • Перемещение дисков которые находятся на ведомом и ведущем вале происходит синхронно.
  • Смена диаметра диска и передачи происходит за счет системы шкивов, которые совершают эти действия без резких рывков.

Принцип работы похож на велосипедную передачу. Если необходима скорость, то на ведущем валу ставим звездочку с большим диаметром, а на ведомом маленькую. Если нужна тяга, то наоборот. Здесь точно такие же валы и звездочки с разным диаметром, только вместо цепи находится гибкий ремень из металла, который натягивается между дисками.

Конструкция дисков позволяет одному из них передвигаться вдоль собственной оси, а второй остается постоянно неподвижным. Они имеют коническую форму и диаметр изменяется за счет приближения или отдаления конусов друг от друга.

Роботизированная АКПП

Данный тип коробки, который иногда называют просто роботом, по своему устройству больше всего напоминает обычную механическую коробку передач. Она имеет валы, синхронизаторы, муфты, но все это управляется не лично водителем, а через сервопривод. За управление сцеплением отвечает автоматика.

Роботизированная АКПП делится на 2 вида:

  1. Одно сцепление — переключение передачи требовало много времени и вызывало толчки автомобиля.
  2. Два сцепления — преселективная конструкция позволяет после выключения передачи сразу же активировать другую. Выбор новой передачи происходит еще до момента выключения старой.

Симптомы и причины нарушений в работе АКПП

симптомы поломок АКПП

Коробка передач в автомобиле это одна из самых важных деталей, поэтому производители автомобилей стараются изготовить максимально надежные модели, которые способны долгое время обходиться без крупных ремонтных работ.

Однако, некоторые эксплуатационные условия могут изнашивать АКПП с огромной скоростью. Необходимость в диагностике коробки передач и ее ремонте можно определить по следующим признакам:

  • Передвижение автомобиля ограничено и он не может поворачивать во все стороны.
  • Во время эксплуатации автомобиля возникают рывки.
  • Пробуксовка коробки передач.
  • Во время поездки слышны необычные звуки от АКПП.
  • Не переключаются передачи.

Если вы подозреваете неисправности в своей коробке передач, то в срочном порядке устраните ее, она не исчезнет сама и со временем будет только прогрессировать. При игнорировании симптомов вам придется делать дорогостоящий ремонт, который обойдется во много раз больше, чем ремонт МКПП. Связано это со сложностью устройства автомата.

Некоторые поломки автоматической коробки передач могут вызвать блокировку трансмиссии прямо во время поездки. Если это произошло, то необходимо вызывать эвакуатор до ближайшей СТО. В противном случае автомат можно довести до окончательной поломки и отремонтировать его будет очень сложно.

поломки АКПП

Список самых частых поломок АКПП:

  • Дефекты кулисы — из-за них перевод селектора становится затруднительным или невозможным. Ремонт этого механизма лучше всего доверить специалистам и не делать его самостоятельно.
  • Резкое снижение трансмиссионной жидкости — скорее всего, это связано с износом резиновых прокладок, которые можно заменить самостоятельно.
  • Поломка блока управления — она становится причиной неправильного переключения трансмиссии. Необходимо провести диагностику и ремонт. Если не сделать это вовремя, то АКПП заблокируется.

Если вы хотите избежать дорогостоящего ремонта и оплату услуг эвакуатора, то старайтесь следить за состоянием своей трансмиссии. Ниже представлен список неисправностей, которые отсылают на проблемы в АКПП.

Симптомы неисправностиПричины и способы ремонта
Автомобиль буксует на первой передаче, в то время как остальные работают без толчковНеобходимо провести чистку гидротрансформатора и заменить элементы механизма первой передачи
Машина не сдвигается с места, переключение передачи сопровождается толчкамиДефект масляного фильтра, чаще всего необходимо заменить гидротрансформатор и проверить состояние смазки
Работает только первая передача у АКПППроверить уплотнители муфты и при необходимости заменить поршни с дисками
Громкий гул и вибрации в коробке передачЗамена подшипников
Во время подъема в гору происходят толчки, передача понижаетсяНеобходимо провести диагностику тормозов, фрикционных дисков и масляного насоса
При переключении на первую передачу авто пробуксовывает, если увеличить скорость, то проскальзывание пропадаетПроскальзывание вторичного вала автоматической коробки передач может быть вызвано дефектом муфты сцепления или поршневых манжетов
При работе двигателя на высоких температурах автомобиль начинает пробуксовыватьСтарая смазка может неравномерно подвергаться нагреванию, после ее замены неисправность исчезнет
В области поддона машины появляются осколки из металлаЭто части от планетарной передачи, требуется замена зубчатого колеса
В области поддона машины появляются осколки из алюминияПричиной является изношенная алюминиевая шестерня планетарной передачи, необходим демонтаж дефектных деталей и их полная замена
Во время эксплуатации автомобиля раздается металлический скрежетПричиной скрежета может быть: подшипник, зубчатое колесо, требуется полная замена дефектных запчастей
В области поддона автомобиля появился роликЭто ролик от подшипника, необходим демонтаж и его замена
Вспенивание смазывающей жидкости и странный цветНеестественный цвет и вспенивание появляются из-за попадания воды вовнутрь АКПП, необходима полная замена ATF
Переключение передачи сопровождается звуками удараДефекты тормозной ленты или дисков, для устранения неисправности требуется полная замена
При резком нажатии на газ не происходит смена на пониженную скоростьНарушения в работе силового агрегата исправляются специалистами на СТО
При повышении скорости автомобиль глохнет, движение сохраняется при нажатии на педаль газаТребуется замена гидротрансформатора на новый

Типы неисправностей автоматической коробки передач

типы неисправностей АКПП

Автоматическая коробка передач является совокупностью большого количества механизмов, которые работают между собой. По своему характеру неисправности АКПП делятся на три типа.

Нарушения в электронной системе управления

Диагностика и ремонт электронной системы коробки не требует ее разборки или серьезного вмешательства, поэтому их устранение намного легче, чем ремонт физических дефектов.

Список самых часто встречаемых проблем в электронике АКПП:

  • Аварийный режим работы на протяжении слишком длительного промежутка времени.
  • Неправильная работа датчиков. Из-за этого режим автоматического управления коробкой может внезапно включиться и также неожиданно выключиться.
  • Игнорирование переключения скорости. Причиной этого является замыкание, которое вводит КПП в режим аварийной работы.
  • Неисправности гидроблока, соленоидов или гидросистемы. Симптомом этих поломок является неприятный скрежет, звуки удара и включение аварийного режима.

Диагностика электронной системы АКПП проводится при помощи специальных сканеров, которые измеряют показатели электрической сети. Современные автомобили имеют бортовой компьютер, который собирает в себе список зарегистрированных ошибок и неисправностей, это облегчает процесс выявления источника проблемы.

Проблемы механической и гидравлической части

проблемы механической и гидравлической части АКПП

Механические и гидравлические неисправности выявить и устранить намного сложнее, чем электронные. Для этого необходимо разобрать АКПП, осмотреть его, выявить причину неисправности и провести демонтаж с полной заменой.

Самым главным признаком механических и гидравлических неисправностей является возникновение странных звуков. Если во время смены скорости вы слышите странные звуки и чувствуете вибрацию, то не тратьте время на диагностику электроники, ведь вы имеете дело с поломкой гидравлики. Другие признаки дефектов гидравлики и механики у АКПП:

  • Возникновение толчков и пробуксовки.
  • Удары при смене передачи.
  • Полное прекращение работы двигателя внутреннего сгорания при переходе из парковочного режима в режим поездки.

Автомобили, которые обладают новой моделью бортового компьютера, подают сигналы о неисправности в автоматической коробке передач. Если ваш чекер на приборной панели загорелся, то срочно проведите диагностику с дальнейшим ремонтом.

Чаще всего причиной поломок такого типа является небрежное отношение автолюбителя к машине. Например, в зимнее время всегда необходимо дожидаться полного прогрева смазывающего масла. Если своевременно заменять охлаждающую жидкость, ATF и проводить профилактику коробки, то с механическими поломками встречаться вы будете редко.

Неисправности, связанные с обслуживанием АКПП

Неисправности, связанные с обслуживанием АКПП тесно связаны с механическими и гидравлическими дефектами. Если не избавиться от одной поломки, то она может стать причиной новой. При несвоевременном обслуживании ATF жидкости вы можете столкнуться с:

  • Засорением каналов продуктами износа металлических элементов.
  • Возникновение дефектов у шестеренок.
  • Неисправности масляного насоса.

На работу автоматической коробки передач влияет множество факторов. Из-за этого для выявления источника неисправности иногда приходится проводить полную диагностику автомобиля. Например, неправильно работающая система охлаждения или старый антифриз может нарушить работу КПП и снизить его эффективность перегревом.

Диагностика и схема ремонта

диагностика и ремонт АКПП

Некоторые неисправности в работе АКПП можно диагностировать самостоятельно, не прибегая к помощи сканера или разборки. Если звук в коробке немного изменился, то скорее всего проблема кроется в рабочих жидкостях. Нельзя затягивать с их заменой, в противном случае элементы будут быстро изнашиваться и в скором времени это вызовет серьезные проблемы.

Если же слышен сильный скрежет и звук ударов, то без помощи специалиста из СТО не обойтись. Если выявлять проблемы на раннем этапе, то их удается устранить без серьезных финансовых затрат, поэтому уделяйте время на плановую проверку автоматической коробки передач.

Еще одним аргументом в пользу плановой диагностики является то, что детали от автоматической КПП стоят много, найти их сложно, а заменить тем более. Если запустить проблему, то вы не только потеряете деньги, но и драгоценное время.

Этапы диагностики АКПП:

  • Проверка состояния масла. При помощи щупа выясняется его уровень и качество.
  • Проверка области поддона. В случае серьезных неисправностей в механической системе, в поддоне чаще всего скапливаются следы износа деталей или отломанные части от них.
  • Замеры при помощи манометров. В работающей гидравлике замеряется уровень давления.
  • Тест на пробуксовку. Для проведения STOPP-STALL проверки необходимо удерживать педаль тормоза и в это же время на короткий промежуток времени нажать на педаль газа. Если проблем нет, то из-за критических нагрузок двигатель заглохнет. Стоит знать, что этот тест может привести к поломке, ведь он дает большую нагрузку на систему, поэтому проводить его должен специалист.
  • Диагностика электроники. Это самая простая часть проверки, не требуется никаких разборок или сложных замеров. Вся проверка проводится при помощи специального сканера, который выдаст коды ошибки и расшифрует их.
  • Пробная поездка. Специалист совершает поездку вместе с вами, проверяя реакцию автоматической коробки передач на разные типы специфических нагрузок.

Перед проведением диагностики ознакомьтесь с прайс-листом СТО. Некоторые компании предоставляют ремонт по фиксированным ценам и в этом случае лучше не переплачивать за углубленную проверку, достаточно поверхностно оценить работоспособность АКПП.

Вы можете самостоятельно отремонтировать незначительные поломки по типу изношенных прокладок или старых рабочих жидкостей, но в случае серьезных проблем обязательно обращайтесь в сервисный центр, ведь коробка передач, тем более автоматическая, обладает сложным устройством.

Особенности ремонта коробки передач вариаторного и роботизированного типа

коробка передач вариаторного и роботизированного типа

Чаще всего производители автомобилей покупают уже готовые вариаторные КПП для своих машин и не располагают знаниями для их ремонта, поэтому в руководствах ничего толкового не написано. Из-за этого встречаются ситуации с нехваткой запчастей на бесступенчатые коробки в официальных центрах.

Единственный выход из такой ситуации, который вам могут предложить, это полная замена автоматической коробки передач. Это довольно дорого и нецелесообразно, поэтому чаще всего автолюбители прибегают к покупке неоригинальных запчастей.

Неприятной особенностью CVT является то, что ремонту подлежит только гидравлика, в которой чаще всего ломаются конусы и подшипники, а их замена стоит дорого. 

Устройство и принцип работы вариаторного варианта коробки не сильно сложнее, чем роботизированного, но ремонт первого требует намного больше усилий и финансовых средств.

Робот в плане замены запчастей менее прихотливый. На рынке достаточно оригинальных деталей, а благодаря устройству, которое пародирует МКПП, возможен ремонт любых элементов, а не только гидравлики.

Рекомендации по эксплуатации и обслуживанию АКПП: как избежать поломок

эксплуатация и обслуживание АКПП

Самой частой причиной неисправностей в автоматической коробке передач является неправильная эксплуатация машины и несвоевременные профилактические работы. Если вовремя проводить техобслуживание, то вы сможете избежать серьезных проблем.

Самым простым шагом в правильном обслуживании коробки является замена рабочих жидкостей. Смазывающее масло (ATF) предотвращает коррозию, трение между металлическими элементами и избавляет от продуктов их работы. Если допустить предельный уровень загрязнения масла, то все каналы забьются металлической стружкой и простая чистка навряд ли спасет такую ситуацию.

Советы по эксплуатации:

  • Давайте автомобилю прогреться зимой перед началом движения.
  • Первое время после старта движения не стоит резко разгоняться.
  • Нельзя включать режим паркинга во время движения машины.
  • Не рекомендуется передвигаться на сцепке, лучше всего вызвать эвакуатор.
  • Резкое нажатие газа ухудшает ресурс АКПП.

Не забывайте использовать дополнительные присадки для масла. Они снижают трение, предотвращают скопление стружки, восстанавливают резиновые уплотнители. Помимо этого они уменьшают количество потребляемого топлива и бензина.

section-contact-img
у нас работает магазин автозапчастей со своим складом,

где возможен заказ и подбор запасных частей и сопутствующих товаров.
Возможна доставка на дом

Время работы:

Пн - Вс с 9:00 до 21:00

Адрес:

г. Москва, ул. Садовники, 11А

Ближайшие станции метро:

Коломенская - 610 метров

Каширская - 2,2 км

Технопарк - 2,2 км

Телефон сервисного центра:
8 (499) 647-89-46
Время работы:

Пн - Вс с 9:00 до 21:00

Адрес:

г. Москва, ул. Садовники, 11А