Главная задача любой коробки передач — это передача крутящего момента от двигателя автомобиля к его колесам. Особенность автоматической коробки передач, которая отличает ее от ручной, это возможность передавать крутящий момент без участия водителя.
В большинстве современных автомобилей стоит АКПП и отсутствует педаль сцепления, поэтому автолюбителям важно знать устройство и принцип ее работы, это позволит самостоятельно устранять мелкие неисправности и проводить профилактические мероприятия.
Устройство классической автоматической коробки передач является довольно сложным, если упростить, то его можно представить следующим образом:
К коленчатому валу двигателя внутреннего сгорания присоединяется гидротрансформатор. Гидротрансформатор — это узел АКПП, который служит для увеличения скорости передачи при помощи двух турбин, которые вращаются в специальной жидкости.
Его второй задачей является амортизация вращательного момента вашего ДВС, благодаря этому уменьшается нагрузка на вал от трансмиссии. Последней его функцией является обеспечение плавного старта автомобиля с места.
Название у этого вида АКПП объясняется тем, что в основе его работы лежит перекачка жидкости при помощи ведомой и ведущей турбины. Гидромеханический тип автоматической трансмиссии является самым часто встречаемым.
Планетарный ряд классической АКПП можно сравнить с передачами в МКПП. Главным отличием является отсутствие у первой шестеренок с передаточными числами. За счет блокировки определенных частей планетарного ряда происходит изменение скорости вращения колеса вместе с выходным валом.
В этом виде АКПП отсутствуют фиксированные передачи, вместо них виртуальные, которые указаны в программном обеспечении компьютера. Это позволяет использовать ручное управление при необходимости. Например, когда вам необходимо выехать из сугроба, и вам не важна скорость, а нужна максимальная тяга.
Передачи переключаются максимально гладко благодаря устройству вариаторной АКПП:
Принцип работы похож на велосипедную передачу. Если необходима скорость, то на ведущем валу ставим звездочку с большим диаметром, а на ведомом маленькую. Если нужна тяга, то наоборот. Здесь точно такие же валы и звездочки с разным диаметром, только вместо цепи находится гибкий ремень из металла, который натягивается между дисками.
Конструкция дисков позволяет одному из них передвигаться вдоль собственной оси, а второй остается постоянно неподвижным. Они имеют коническую форму и диаметр изменяется за счет приближения или отдаления конусов друг от друга.
Данный тип коробки, который иногда называют просто роботом, по своему устройству больше всего напоминает обычную механическую коробку передач. Она имеет валы, синхронизаторы, муфты, но все это управляется не лично водителем, а через сервопривод. За управление сцеплением отвечает автоматика.
Роботизированная АКПП делится на 2 вида:
Коробка передач в автомобиле это одна из самых важных деталей, поэтому производители автомобилей стараются изготовить максимально надежные модели, которые способны долгое время обходиться без крупных ремонтных работ.
Однако, некоторые эксплуатационные условия могут изнашивать АКПП с огромной скоростью. Необходимость в диагностике коробки передач и ее ремонте можно определить по следующим признакам:
Если вы подозреваете неисправности в своей коробке передач, то в срочном порядке устраните ее, она не исчезнет сама и со временем будет только прогрессировать. При игнорировании симптомов вам придется делать дорогостоящий ремонт, который обойдется во много раз больше, чем ремонт МКПП. Связано это со сложностью устройства автомата.
Некоторые поломки автоматической коробки передач могут вызвать блокировку трансмиссии прямо во время поездки. Если это произошло, то необходимо вызывать эвакуатор до ближайшей СТО. В противном случае автомат можно довести до окончательной поломки и отремонтировать его будет очень сложно.
Список самых частых поломок АКПП:
Если вы хотите избежать дорогостоящего ремонта и оплату услуг эвакуатора, то старайтесь следить за состоянием своей трансмиссии. Ниже представлен список неисправностей, которые отсылают на проблемы в АКПП.
Симптомы неисправности | Причины и способы ремонта |
Автомобиль буксует на первой передаче, в то время как остальные работают без толчков | Необходимо провести чистку гидротрансформатора и заменить элементы механизма первой передачи |
Машина не сдвигается с места, переключение передачи сопровождается толчками | Дефект масляного фильтра, чаще всего необходимо заменить гидротрансформатор и проверить состояние смазки |
Работает только первая передача у АКПП | Проверить уплотнители муфты и при необходимости заменить поршни с дисками |
Громкий гул и вибрации в коробке передач | Замена подшипников |
Во время подъема в гору происходят толчки, передача понижается | Необходимо провести диагностику тормозов, фрикционных дисков и масляного насоса |
При переключении на первую передачу авто пробуксовывает, если увеличить скорость, то проскальзывание пропадает | Проскальзывание вторичного вала автоматической коробки передач может быть вызвано дефектом муфты сцепления или поршневых манжетов |
При работе двигателя на высоких температурах автомобиль начинает пробуксовывать | Старая смазка может неравномерно подвергаться нагреванию, после ее замены неисправность исчезнет |
В области поддона машины появляются осколки из металла | Это части от планетарной передачи, требуется замена зубчатого колеса |
В области поддона машины появляются осколки из алюминия | Причиной является изношенная алюминиевая шестерня планетарной передачи, необходим демонтаж дефектных деталей и их полная замена |
Во время эксплуатации автомобиля раздается металлический скрежет | Причиной скрежета может быть: подшипник, зубчатое колесо, требуется полная замена дефектных запчастей |
В области поддона автомобиля появился ролик | Это ролик от подшипника, необходим демонтаж и его замена |
Вспенивание смазывающей жидкости и странный цвет | Неестественный цвет и вспенивание появляются из-за попадания воды вовнутрь АКПП, необходима полная замена ATF |
Переключение передачи сопровождается звуками удара | Дефекты тормозной ленты или дисков, для устранения неисправности требуется полная замена |
При резком нажатии на газ не происходит смена на пониженную скорость | Нарушения в работе силового агрегата исправляются специалистами на СТО |
При повышении скорости автомобиль глохнет, движение сохраняется при нажатии на педаль газа | Требуется замена гидротрансформатора на новый |
Автоматическая коробка передач является совокупностью большого количества механизмов, которые работают между собой. По своему характеру неисправности АКПП делятся на три типа.
Диагностика и ремонт электронной системы коробки не требует ее разборки или серьезного вмешательства, поэтому их устранение намного легче, чем ремонт физических дефектов.
Список самых часто встречаемых проблем в электронике АКПП:
Диагностика электронной системы АКПП проводится при помощи специальных сканеров, которые измеряют показатели электрической сети. Современные автомобили имеют бортовой компьютер, который собирает в себе список зарегистрированных ошибок и неисправностей, это облегчает процесс выявления источника проблемы.
Механические и гидравлические неисправности выявить и устранить намного сложнее, чем электронные. Для этого необходимо разобрать АКПП, осмотреть его, выявить причину неисправности и провести демонтаж с полной заменой.
Самым главным признаком механических и гидравлических неисправностей является возникновение странных звуков. Если во время смены скорости вы слышите странные звуки и чувствуете вибрацию, то не тратьте время на диагностику электроники, ведь вы имеете дело с поломкой гидравлики. Другие признаки дефектов гидравлики и механики у АКПП:
Автомобили, которые обладают новой моделью бортового компьютера, подают сигналы о неисправности в автоматической коробке передач. Если ваш чекер на приборной панели загорелся, то срочно проведите диагностику с дальнейшим ремонтом.
Чаще всего причиной поломок такого типа является небрежное отношение автолюбителя к машине. Например, в зимнее время всегда необходимо дожидаться полного прогрева смазывающего масла. Если своевременно заменять охлаждающую жидкость, ATF и проводить профилактику коробки, то с механическими поломками встречаться вы будете редко.
Неисправности, связанные с обслуживанием АКПП тесно связаны с механическими и гидравлическими дефектами. Если не избавиться от одной поломки, то она может стать причиной новой. При несвоевременном обслуживании ATF жидкости вы можете столкнуться с:
На работу автоматической коробки передач влияет множество факторов. Из-за этого для выявления источника неисправности иногда приходится проводить полную диагностику автомобиля. Например, неправильно работающая система охлаждения или старый антифриз может нарушить работу КПП и снизить его эффективность перегревом.
Некоторые неисправности в работе АКПП можно диагностировать самостоятельно, не прибегая к помощи сканера или разборки. Если звук в коробке немного изменился, то скорее всего проблема кроется в рабочих жидкостях. Нельзя затягивать с их заменой, в противном случае элементы будут быстро изнашиваться и в скором времени это вызовет серьезные проблемы.
Если же слышен сильный скрежет и звук ударов, то без помощи специалиста из СТО не обойтись. Если выявлять проблемы на раннем этапе, то их удается устранить без серьезных финансовых затрат, поэтому уделяйте время на плановую проверку автоматической коробки передач.
Еще одним аргументом в пользу плановой диагностики является то, что детали от автоматической КПП стоят много, найти их сложно, а заменить тем более. Если запустить проблему, то вы не только потеряете деньги, но и драгоценное время.
Этапы диагностики АКПП:
Перед проведением диагностики ознакомьтесь с прайс-листом СТО. Некоторые компании предоставляют ремонт по фиксированным ценам и в этом случае лучше не переплачивать за углубленную проверку, достаточно поверхностно оценить работоспособность АКПП.
Вы можете самостоятельно отремонтировать незначительные поломки по типу изношенных прокладок или старых рабочих жидкостей, но в случае серьезных проблем обязательно обращайтесь в сервисный центр, ведь коробка передач, тем более автоматическая, обладает сложным устройством.
Чаще всего производители автомобилей покупают уже готовые вариаторные КПП для своих машин и не располагают знаниями для их ремонта, поэтому в руководствах ничего толкового не написано. Из-за этого встречаются ситуации с нехваткой запчастей на бесступенчатые коробки в официальных центрах.
Единственный выход из такой ситуации, который вам могут предложить, это полная замена автоматической коробки передач. Это довольно дорого и нецелесообразно, поэтому чаще всего автолюбители прибегают к покупке неоригинальных запчастей.
Неприятной особенностью CVT является то, что ремонту подлежит только гидравлика, в которой чаще всего ломаются конусы и подшипники, а их замена стоит дорого.
Устройство и принцип работы вариаторного варианта коробки не сильно сложнее, чем роботизированного, но ремонт первого требует намного больше усилий и финансовых средств.
Робот в плане замены запчастей менее прихотливый. На рынке достаточно оригинальных деталей, а благодаря устройству, которое пародирует МКПП, возможен ремонт любых элементов, а не только гидравлики.
Самой частой причиной неисправностей в автоматической коробке передач является неправильная эксплуатация машины и несвоевременные профилактические работы. Если вовремя проводить техобслуживание, то вы сможете избежать серьезных проблем.
Самым простым шагом в правильном обслуживании коробки является замена рабочих жидкостей. Смазывающее масло (ATF) предотвращает коррозию, трение между металлическими элементами и избавляет от продуктов их работы. Если допустить предельный уровень загрязнения масла, то все каналы забьются металлической стружкой и простая чистка навряд ли спасет такую ситуацию.
Советы по эксплуатации:
Не забывайте использовать дополнительные присадки для масла. Они снижают трение, предотвращают скопление стружки, восстанавливают резиновые уплотнители. Помимо этого они уменьшают количество потребляемого топлива и бензина.
где возможен заказ и подбор запасных частей и сопутствующих товаров.
Возможна доставка на дом
Пн - Вс с 9:00 до 21:00
г. Москва, ул. Садовники, 11А
Коломенская - 610 метров
Каширская - 2,2 км
Технопарк - 2,2 км
Пн - Вс с 9:00 до 21:00
г. Москва, ул. Садовники, 11А
Записаться на сервис