Регулировка клапанов – это процедура, от которой зависит стабильная работа двигателя, его ресурс, динамика, надежность. В данной статье мы подробно разберем, зачем нужна эта процедура, какие существуют способы ее выполнения и что произойдет, если ею пренебречь.
Клапаны выполняют две основные функции: своевременно подают топливно-воздушную смесь в камеру сгорания и эффективно отводят отработанные газы. Эти механические компоненты влияют на цикличность поршневой системы, синхронизируя фазы газораспределения и обеспечивая оптимальный режим работы двигателя. От исправности и точности работы этих деталей зависит корректность выполнения всего рабочего цикла ДВС.
Есть 2 типа клапанов – выпускные и впускные. Впускные отвечают за поступление воздуха или топлива в камеру сгорания, а выпускные выводят выхлопные газы из цилиндров в систему отвода отработавших продуктов.
В процессе эксплуатации зазоры между элементами клапанного механизма изменяются из-за нагревания деталей, их износа или естественного оседания металла. Эти изменения влияют на качество работы всего мотора: если зазоры слишком велики, уменьшится мощность, если слишком малы – детали начнут перегреваться и изнашиваться. Регулировка позволяет вернуть зазоры к номинальным значениям, гарантируя эффективную и стабильную работу.
Периодичность зависит от двигателя и рекомендаций производителя, которые указаны в сервисной книжке авто. Чаще всего регулировка проводится через определённый пробег (например, каждые 15 000–30 000 км) или при возникновении явных признаков неисправностей.
Каждый способ имеет свои особенности применения.
Начинается со снятия клапанной крышки и установки двигателя в положение, когда поршень первого цилиндра находится в верхней мертвой точке. После этого с помощью калибровочных щупов измеряются существующие зазоры — при обнаружении отклонений от заводских параметров, указанных в технической документации, требуется замена регулировочных шайб.
Для извлечения старых шайб приходится демонтировать распределительный вал, что предполагает частичную разборку механизма газораспределения. Новые шайбы подбираются строго по толщине в соответствии с техническими требованиями конкретного двигателя. После установки новых элементов проводится контрольная проверка зазоров и полная сборка узла.
Этот способ относится к профессиональным технологиям и требует применения специального измерительного оборудования. Процедура начинается с установки индикаторной рейки на крепеж, что позволяет с высокой точностью фиксировать высоту подъема клапанов.
После выставления поршня в рабочее положение на измерительном приборе снимаются исходные показания зазоров. Процесс регулировки (при винтовой системе) выполняется под постоянным контролем индикатора — регулировочный винт проворачивается до достижения строго заданных параметров.
После поэлементной проверки всех клапанов осуществляется окончательная сборка двигателя. Такой метод настройки подходит для современных высокоточных двигателей, где малейшие отклонения в зазорах могут привести к потере мощности, повышенному износу или перегреву деталей.
Длительная работа без регулировки увеличивает риск капитального ремонта ДВС.
Даже при наличии опыта в регулировке могут возникнуть трудности:
Чтобы добиться исправной работы клапанов, следуйте рекомендациям производителя, не пропускайте диагностику и выполняйте регулировку вовремя. При отсутствии навыков лучше доверить работу профессионалам.
где возможен заказ и подбор запасных частей и сопутствующих товаров.
Возможна доставка на дом
Пн - Вс с 9:00 до 21:00
г. Москва, ул. Садовники, 11А
Коломенская - 610 метров
Каширская - 2,2 км
Технопарк - 2,2 км
Пн - Вс с 9:00 до 21:00
г. Москва, ул. Садовники, 11А
Записаться на сервис