Способы и порядок регулировки клапанов двигателя

Регулировка клапанов – это процедура, от которой зависит стабильная работа двигателя, его ресурс, динамика, надежность. В данной статье мы подробно разберем, зачем нужна эта процедура, какие существуют способы ее выполнения и что произойдет, если ею пренебречь.

Что такое клапаны двигателя?

Клапаны выполняют две основные функции: своевременно подают топливно-воздушную смесь в камеру сгорания и эффективно отводят отработанные газы. Эти механические компоненты влияют на цикличность поршневой системы, синхронизируя фазы газораспределения и обеспечивая оптимальный режим работы двигателя. От исправности и точности работы этих деталей зависит корректность выполнения всего рабочего цикла ДВС.

Есть 2 типа клапанов – выпускные и впускные. Впускные отвечают за поступление воздуха или топлива в камеру сгорания, а выпускные выводят выхлопные газы из цилиндров в систему отвода отработавших продуктов.

В процессе эксплуатации зазоры между элементами клапанного механизма изменяются из-за нагревания деталей, их износа или естественного оседания металла. Эти изменения влияют на качество работы всего мотора: если зазоры слишком велики, уменьшится мощность, если слишком малы – детали начнут перегреваться и изнашиваться. Регулировка позволяет вернуть зазоры к номинальным значениям, гарантируя эффективную и стабильную работу.

Когда нужна регулировка клапанов?

Периодичность зависит от двигателя и рекомендаций производителя, которые указаны в сервисной книжке авто. Чаще всего регулировка проводится через определённый пробег (например, каждые 15 000–30 000 км) или при возникновении явных признаков неисправностей.

  • Плановое техническое обслуживание. Независимо от того, есть ли признаки неисправностей, в рамках регулярного ТО детали проверяют и, при необходимости, регулируют.
  • При появлении характерных шумов. Металлические стуки в районе клапанного механизма – это главный сигнал о проблемах с зазорами. Шум возникает из-за лишнего пространства между элементами.
  • Снижение мощности. Если двигатель потерял динамику, плохо тянет на холостых или под нагрузкой, это может быть связано с неправильной работой клапанов.
  • Проблемы с запуском двигателя. Трудности при старте, особенно на холодную, могут говорить о недостаточной компрессии из-за зажатых или неотрегулированных клапанов.
  • Повышенный расход топлива. Неправильная работа клапанного механизма влияет на расход топлива, увеличивая его.
  • Появление нагаров в двигателе. Их можно выявить при замене свечей зажигания. Нагар указывает на неисправности в сгорании топлива.
Едет по дороге

Способы регулировки

  1. Винтовая регулировка.
    Самый простой и распространенный способ, применяемый в двигателях с толкателями. Используется специальный регулировочный винт, который изменяет положение рычага, воздействующего на клапан.
  2. Регулировка с использованием шайб.
    Этот способ встречается в двигателях с верхним расположением распределительного вала. Толщина регулировочной шайбы изменяет величину зазора. Процедура сложная и требует высокой точности.
  3. Использование индикаторной рейки.
    Метод более точный и широко применяется на профессиональных станциях технического обслуживания. Здесь результат измеряется с помощью индикаторов, что повышает точность настройки.

Каждый способ имеет свои особенности применения.

Порядок регулировки клапанов двигателя винтами

  • Осуществляется по стандартной методике, требующей предварительного полного охлаждения двигателя, поскольку температурное расширение деталей может исказить результаты измерений. После снятия клапанной крышки необходимо совместить метки на шкивах коленвала и распредвала, установив поршень первого цилиндра в положение верхней мертвой точки.
  • Следующий этап предполагает контроль фактических зазоров при помощи калиброванного щупа, при этом допустимые значения следует сверять с технической документацией конкретного автомобиля. Корректировка выполняется путем ослабления контргайки регулировочного винта с последующей его вращательной настройкой до достижения требуемого зазора, который должен обеспечивать плотное, но не тугое прохождение щупа.
  • После поэтапной регулировки всех клапанов проводится итоговая проверка, затем восстанавливается исходная конструкция защитной крышки. Данная технология пользуется популярностью среди автовладельцев благодаря относительно простому алгоритму действий, не требующему специализированного оборудования и позволяющему проводить обслуживание в обычном гараже.
Машина в автосервисе

Порядок регулировки клапанов двигателя шайбами

Начинается со снятия клапанной крышки и установки двигателя в положение, когда поршень первого цилиндра находится в верхней мертвой точке. После этого с помощью калибровочных щупов измеряются существующие зазоры — при обнаружении отклонений от заводских параметров, указанных в технической документации, требуется замена регулировочных шайб.

Для извлечения старых шайб приходится демонтировать распределительный вал, что предполагает частичную разборку механизма газораспределения. Новые шайбы подбираются строго по толщине в соответствии с техническими требованиями конкретного двигателя. После установки новых элементов проводится контрольная проверка зазоров и полная сборка узла.

Порядок регулировки клапанов двигателя рейкой с индикаторами

Этот способ относится к профессиональным технологиям и требует применения специального измерительного оборудования. Процедура начинается с установки индикаторной рейки на крепеж, что позволяет с высокой точностью фиксировать высоту подъема клапанов.

После выставления поршня в рабочее положение на измерительном приборе снимаются исходные показания зазоров. Процесс регулировки (при винтовой системе) выполняется под постоянным контролем индикатора — регулировочный винт проворачивается до достижения строго заданных параметров.

После поэлементной проверки всех клапанов осуществляется окончательная сборка двигателя. Такой метод настройки подходит для современных высокоточных двигателей, где малейшие отклонения в зазорах могут привести к потере мощности, повышенному износу или перегреву деталей.

Автомобиль едет

Что будет, если не регулировать клапаны?

  1. Прогорание клапанов и седел. Из-за отсутствия зазора клапан не закрывается полностью, что приводит к перегреву и повреждению его кромки.
  2. Потеря компрессии. Зазоры влияют на давление в цилиндрах, что сказывается на правильном сгорании топлива.
  3. Уменьшение ресурса двигателя. Постоянная работа на нарушенных параметрах вызывает ускоренный износ деталей. В итоге возрастает вероятность капитального ремонта.
  4. Увеличение расхода масла и топлива. Неправильная работа нарушает баланс двигателя, из-за чего возрастает нагрузка на другие системы.

Длительная работа без регулировки увеличивает риск капитального ремонта ДВС.

Сложности в регулировке

Даже при наличии опыта в регулировке могут возникнуть трудности:

  1. Доступ к клапанному механизму. У некоторых автомобилей он ограничен и может потребовать демонтажа иных элементов.
  2. Ошибки в измерениях. Неточный зазор способен привести к ухудшению работы системы.
  3. Трудности подбора шайб. Иногда детали нужной толщины могут быть недоступны на момент ремонта.
  4. Неправильная последовательность настройки. Нарушение порядка приводит к необходимости повторной регулировки всех элементов.

Чтобы добиться исправной работы клапанов, следуйте рекомендациям производителя, не пропускайте диагностику и выполняйте регулировку вовремя. При отсутствии навыков лучше доверить работу профессионалам.

section-contact-img
у нас работает магазин автозапчастей со своим складом,

где возможен заказ и подбор запасных частей и сопутствующих товаров.
Возможна доставка на дом

Время работы:

Пн - Вс с 9:00 до 21:00

Адрес:

г. Москва, ул. Садовники, 11А

Ближайшие станции метро:

Коломенская - 610 метров

Каширская - 2,2 км

Технопарк - 2,2 км

Телефон сервисного центра:
8 (499) 647-89-46
Время работы:

Пн - Вс с 9:00 до 21:00

Адрес:

г. Москва, ул. Садовники, 11А