Амортизатор автомобиля: что это такое, виды, назначение, неисправности

Комфорт, безопасность движения транспортного средства зависят от исправности его подвески. Ключевым элементом этой системы является амортизатор. Многие водители недооценивают его важность, ошибочно полагая, что он нужен лишь для смягчения поездки по неровностям. На самом деле, его функционал гораздо шире, он важен для сохранения управляемости машины в любых дорожных условиях. Рассмотрим детально, что такое амортизатор, каков его принцип работы, а также как вовремя распознать проблемы.

Амортизатор: что это такое

Амортизатор — это специальное гидравлическое устройство, основное назначение которого заключается в гашении колебаний. Важно понимать: не он поддерживает вес кузова, эту задачу выполняет пружина (или рессора). Пружина, сжимаясь на неровности, накапливает энергию, а затем, разжимаясь, отдает ее, заставляя кузов раскачиваться. Если бы не было демпфирующего элемента, такой процесс продолжался бы очень долго, делая транспортное средство неуправляемым.

Именно амортизатор заставляет колебания затухать практически мгновенно. Он преобразует кинетическую энергию механических колебаний пружины в тепловую энергию, которая затем рассеивается в окружающую среду. Он обеспечивает постоянный контакт колеса с дорожным полотном, что является залогом эффективного разгона, торможения, безопасного прохождения поворотов. Без исправных амортизаторов любой автомобиль теряет стабильность.

Принцип действия автомобильного амортизатора

  • В основе работы любого современного амортизатора лежит гидравлическое сопротивление. Конструктивно он представляет собой герметичный цилиндр, заполненный специальным амортизаторным маслом. Внутри этого цилиндра перемещается поршень, закрепленный на штоке. В самом поршне имеется система калиброванных клапанов с отверстиями малого диаметра.
  • Когда колесо наезжает на препятствие, подвеска сжимается, шток с поршнем уходит внутрь корпуса. Масло вынуждено перетекать из одной полости цилиндра в другую сквозь клапаны поршня. Процесс перетекания жидкости через малые сечения создает сопротивление, которое замедляет движение поршня. Это называется тактом сжатия.
  • Когда пружина разжимается, выталкивая шток обратно, происходит такт отбоя. Масло снова перетекает через клапанную систему, но уже в обратном направлении. Клапаны устроены так, что сопротивление на отбой значительно выше, чем на сжатие. Это сделано намеренно, чтобы быстро погасить энергию пружины, не дать колесу оторваться от дороги. Вся энергия колебаний преобразуется в тепло, нагревая корпус устройства.
Машина на бездорожье

Какими бывают автомобильные амортизаторы?

Технологии не стоят на месте, сегодня на рынке представлен не один вид демпфирующих устройств. Они отличаются конструкцией, рабочей средой, а также своими эксплуатационными характеристиками. Выделяют три основных типа.

Масляные (гидравлические)

Это классическая, наиболее простая, доступная по цене конструкция. Она представляет собой двухтрубную систему: внутренний рабочий цилиндр, где ходит поршень, внешний цилиндр (резервуар), куда вытесняется излишек масла при сжатии. Они обеспечивают очень мягкую, комфортную езду. Идеальны для спокойного передвижения по городу. Их минус — при долгой тряске на плохой дороге масло может вспениваться, и амортизатор на время «устанет», потеряв свою хватку.

Газомасляные (двухтрубные)

Самый распространенный сегодня тип. Конструктивно он повторяет масляный, но с одним важным дополнением: в наружный резервуар под небольшим давлением (обычно 2.5-5 атмосфер) закачан азот. Газ давит на масло, не позволяя ему вспениваться даже при очень активной работе. Машина с ними становится более собранной, лучше слушается руля. Они чуть жестче масляных, но это плата за стабильность.

Газовые (однотрубные)

Это наиболее технологичный, дорогой, эффективный вариант, часто применяемый в спортивных машинах. Здесь нет второго внешнего цилиндра, а газ под высоким давлением отделен от масла специальным поршнем. Реакция на движение руля — мгновенная, крены в поворотах минимальны. Но будьте готовы: они жесткие. Каждая трещинка на асфальте будет передаваться на кузов. Отличный вариант для мощных, скоростных авто, но для семейной машины может быть перебором.

Разные виды

Какие амортизаторы выбрать?

Выбор новых амортизаторов — ответственная задача, от которой зависит поведение вашей машины на дороге. Следует ориентироваться на несколько ключевых факторов.

  • Стиль вождения. Для спокойных водителей, ценящих комфорт, оптимальным выбором станут качественные масляные или мягкие газомасляные модели. Любителям динамичной езды стоит смотреть в сторону более жестких газомасляных или газовых однотрубных амортизаторов.
  • Оригинал (OEM) против аналога (Aftermarket). Оригинальные запчасти, которые ставятся на автомобиль на конвейере, гарантируют соответствие заводским параметрам. Аналоги от известных брендов (например, KYB, Bilstein, Sachs, Monroe) часто не уступают в качестве, а иногда предлагают улучшенные характеристики (спорт, комфорт) или более привлекательную цену.
  • Бюджет. Экономить на элементах подвески не стоит. Дешевые безымянные амортизаторы могут не только быстро выйти из строя, но, что гораздо опаснее, существенно ухудшить управляемость машины. Лучше выбрать продукцию проверенного производителя среднего ценового сегмента.

Перед покупкой всегда проверяйте применимость выбранной модели к вашему автомобилю по каталогу производителя.

Неисправности амортизаторов

Неисправность амортизатора редко случается внезапно. Обычно автомобиль заранее подает сигналы. Ваша задача — их услышать.

  • Масляные подтеки на корпусе. Это самый явный «крик о помощи». Если амортизатор покрылся грязью, налипшей на масло, — он потерял герметичность и больше не работает как надо.
  • Сильная раскачка. Тот самый эффект «лодки». Машина не успокаивается сразу после проезда неровности.
  • «Клевки» при торможении. При резком торможении передняя часть машины сильно проседает, а тормозной путь может увеличиться.
  • Плохая курсовая устойчивость. Машину приходится «ловить» на дороге, особенно в колее или при боковом ветре.
  • Странный износ шин. Если на покрышках появляются вытертые пятна, будто их кто-то грыз, — это часто вина неработающих амортизаторов. Колесо в движении просто скачет по дороге.
  • Глухие стуки при проезде ям, которые отдаются в кузов.

Даже одна неисправная стойка в подвеске вашего автомобиля — это серьезный риск.

Ремонт амортизатора

Рекомендации специалистов

Чтобы подвеска вашего автомобиля служила долго, надежно, придерживайтесь нескольких простых правил.

  • Во-первых, амортизаторы меняются парами на одной оси. Установка одной новой детали в паре со старой создаст дисбаланс в работе подвески, что негативно скажется на управляемости.
  • Во-вторых, при замене амортизаторов обязательно устанавливайте новые защитные комплекты — пыльники, отбойники. Порванный пыльник пропускает на шток грязь, влагу, что быстро выводит из строя уплотнения (сальники), приводя к утечке масла. Разрушенный отбойник не сможет защитить деталь от пробоя на сильных ухабах.

Диагностику подвески, включая осмотр амортизаторов, рекомендуется проводить каждые 20 000 километров пробега. Средний ресурс качественных деталей в условиях российских дорог составляет 70-80 тысяч километров. Своевременная замена этих важных компонентов — залог вашей уверенности, безопасности за рулем любого автомобиля. После процедуры замены стоек рекомендуется проверить, а при необходимости отрегулировать углы установки колес (сход-развал), чтобы обеспечить правильное поведение машины плюс равномерный износ резины.

section-contact-img
у нас работает магазин автозапчастей со своим складом,

где возможен заказ и подбор запасных частей и сопутствующих товаров.
Возможна доставка на дом

Время работы:

Пн - Вс с 9:00 до 21:00

Адрес:

г. Москва, ул. Садовники, 11А

Ближайшие станции метро:

Коломенская - 610 метров

Каширская - 2,2 км

Технопарк - 2,2 км

Телефон сервисного центра:
8 (499) 647-89-46
Время работы:

Пн - Вс с 9:00 до 21:00

Адрес:

г. Москва, ул. Садовники, 11А