Гудит ГУР: причины и устранение проблемы

Гидравлический усилитель руля — механизм, существенно снижающий усилие, необходимое для поворота рулевого колеса. Эта система обеспечивает комфортное управление автомобилем, особенно при маневрировании на малых скоростях или выполнении сложных операций вроде парковки. Принцип действия основан на использовании гидравлического давления: насос нагнетает рабочую жидкость, которая воздействует на рулевую рейку, помогая водителю поворачивать колёса с минимальными физическими усилиями. Благодаря такой конструкции повышается удобство и легкость управления автомобилем.

Система усилителя состоит из нескольких компонентов: насоса, обслуживающего механизмов (шланги, магистрали), рейки и рабочей жидкости. Задача насоса — подавать масло под давлением, которое обеспечивает работу всей системы. Магистрали проводят жидкость к рейке, а последняя преобразует гидравлическое усилие в механическое, позволяя колесам поворачивать.

Механизм появления посторонних звуков

Гул в гидравлической системе рулевого управления — далеко не редкость. Причина появления нежелательных шумов скрывается в физических процессах, происходящих при работе механизмов под давлением. С течением времени, износ отдельных элементов, неправильная эксплуатация или использование некорректной технической жидкости могут приводить к изменению рабочих характеристик системы.

Шумы возникают из-за вибраций в насосе, недостаточного количества рабочей жидкости, её загрязнения или механических повреждений: порванных шлангов, микротрещин на соединениях или люфтов в узлах. Такие звуки усиливаются при запуске двигателя, в крайних положениях руля или на прогретой системе.

Автомобиль

Причина гула ГУРа

  • Что если ГУР шумит на холодную? Когда гидроусилитель начинает издавать шум сразу после запуска двигателя, проблема кроется в некорректной рабочей жидкости. Малый уровень масла или его высокая вязкость, особенно если оно неподходящая или сильно загрязненная, приводит к дополнительной нагрузке на насос. В условиях низкой температуры вязкость жидкости увеличивается, и насосу приходится прикладывать больше усилий для ее прокачки. Это способствует появлению гула — вибрации на холодную.
  • Гул в ГУР на прогретом авто. Если звуки возникают после длительной работы двигателя, причина может быть связана с перегревом жидкости или возникновением утечек. Масло, работающее в условиях высокой температуры, теряет свои свойства, становится менее густым и снижает уровень защиты механизма от трения. Насос перерабатывает жидкость под максимальной нагрузкой, отчего появляются вибрации, передающиеся на другие элементы системы.
  • Что если гул появляется в крайних положениях вращения руля? Это вызвано превышением предельно допустимого давления внутри системы. В крайних положениях руль «упирается», что создаёт дополнительную нагрузку на насос, работу которого сопровождают вибрации и шум. Частое удержание рулевого колеса в критических положениях приводит к ускоренному износу насоса, а впоследствии — к выходу его из строя.
  • Почему гудит ГУР после замены масла? Появление звуков после процедур технического обслуживания говорит о неправильно выполненном процессе либо неправильном выборе жидкости. Возможные причины включают недостаточный уровень масла, попадание воздуха в систему или использование жидкости, которая не соответствует предписаниям производителя машины. В таких случаях система работает в условиях дефицита давления либо несовместимых физических свойств масла, что вызывает гул.
Едет по дороге

Роль качества жидкости в отказе ГУР

Использование качественного масла имеет важное значение для стабильной работы усилителя. Рабочая жидкость выполняет несколько функций: передачу гидравлического давления, смазку внутренних компонентов, защиту от износа. Если масло не соответствует характеристикам, рекомендованным производителем, возрастает риск поломки насоса, шланга или рейки.

Низкокачественная жидкость быстрее загрязняется, образуя отложения в системе — это приводит к износу насоса и утечкам. Грязь, попадающая в механизм, способна блокировать магистрали, затрудняя прокачку жидкости. Работа насоса в режиме повышенных нагрузок становится слышна через неприятные звуки.

Периодичность замены жидкости

Регулярная замена масла в гидравлической системе позволяет поддерживать её работоспособность и предотвращать развитие неисправностей. Средний интервал замены жидкости составляет каждые 50–70 тысяч километров пробега, однако рекомендуется обратиться к сервисной книге вашего автомобиля для получения точных данных. Следует учитывать эксплуатационные условия — если автомобиль часто работает в условиях высокой температуры или повышенных нагрузок, интервал замены можно сократить.

Признаки необходимости замены жидкости ГУР включают её потемнение, появление неприятного запаха, а также снижение эффективности системы рулевого управления.

Едет по дороге

Советы по продлению срока службы ГУР

  1. Контролируйте уровень масла. Своевременная проверка уровня масла в бачке гидроусилителя — один из важнейших этапов обслуживания. Падение уровня жидкости может указывать на ее утечку, что приводит к потере давления в системе и перегрузке насоса.
    Проверяйте уровень масла не реже одного раза в месяц. Если жидкость мутнеет, темнеет или грязнится, необходимо заменить её. Также обращайте внимание на запах: пригорелый запах может указывать на перегрев системы.
  2. Используйте качественные жидкости. Предпочтение следует отдавать оригинальным продуктам или соответствующим рекомендациям производителя машины.
  3. Не держите руль в крайних положениях. Удержание руля в крайнем левом или правом положении более 5–10 секунд создает критическое давление в системе. При необходимости полного выворота руля (например, при парковке) возвращайте руль в центральное положение как можно быстрее.
  4. Меняйте жидкость вовремя. Старая или некондиционная жидкость теряет свои свойства, загрязняет систему и может стать причиной износа компонентов ГУР.  Если вы заметили повышенный шум при поворотах руля или пропуски в работе системы, лучше заменить жидкость раньше.
  5. Следите за состоянием ремня насоса. Эффективная работа ГУР зависит от состояния ремня, который передает крутящий момент от двигателя на насос. Слабый или изношенный ремень приводит к неправильной работе системы и характерному свисту. Если ремень порвётся, насос перестанет работать. Не реже одного раза в 20–30 тысяч километров проверяйте состояние ремня и его натяжение. При любом намеке на трещины, износ или ослабление — замените его.
  6. Проверяйте систему на предмет утечек. Одним из частых дефектов является повреждение уплотнений, в результате чего происходит утечка масла из системы. Это может быть связано с износом сальников, повреждением шлангов или соединений. Если вовремя не устранить утечку, насос будет работать в режиме масляного голодания, что приведёт к его перегреву. Проверяйте соединения и шланги на наличие подтеков.

Продление срока службы гидроусилителя руля начинается с внимательного отношения к машине. Регулярное обслуживание системы ГУР, своевременная замена жидкости, устранение утечек и соблюдение простых правил эксплуатации помогут избежать дорогостоящего ремонта. Помните: правильная забота об автомобиле — это залог его долговечности и вашей безопасности на дороге.

section-contact-img
у нас работает магазин автозапчастей со своим складом,

где возможен заказ и подбор запасных частей и сопутствующих товаров.
Возможна доставка на дом

Время работы:

Пн - Вс с 9:00 до 21:00

Адрес:

г. Москва, ул. Садовники, 11А

Ближайшие станции метро:

Коломенская - 610 метров

Каширская - 2,2 км

Технопарк - 2,2 км

Телефон сервисного центра:
8 (499) 647-89-46
Время работы:

Пн - Вс с 9:00 до 21:00

Адрес:

г. Москва, ул. Садовники, 11А