Неисправности в тормозной системе автомобиля: причины и решения
Тормозная система — это одна важнейших структур, обеспечивающих безопасность на дорогах. Предназначена для замедления или полной остановки транспортного средства. Основными компонентами являются дисковые и барабанные тормоза, тормозные колодки, тормозные диски, вакуумный усилитель и главный тормозной цилиндр. Надежность и исправность всех этих элементов критически важны для безопасного передвижения.
Четыре возможных неисправности тормозного привода
Загрязнение тормозных колодок, дисков. Приводит к ухудшению сцепления между колодками и дисками, снижая эффективность торможения. Решение этой проблемы включает регулярную очистку, проверку состояния компонентов на предмет износа.
Износ или деформация тормозных дисков. Механизм подвержен значительному износу при частом использовании автомобиля. Также возможна деформация из-за перегрева при интенсивном торможении. Решением может быть замена дисков или их проточка (восстановление поверхности).
Утечка тормозной жидкости. Может происходить через трещины в трубках или соединениях, что существенно снижает давление и эффективность работы. Регулярный осмотр на предмет утечек и своевременное устранение обнаруженных проблем является практичным решением.
Воздух в системе. Его появление приводит к образованию воздушных пробок, которые снижают давление при нажатии на педаль тормоза, ухудшают эффективность работы. Для устранения проблемы необходимо провести процедуру прокачивания с целью удаления воздуха.
Три частых поломки вакуумного усилителя тормозов
Повреждение вакуумного шланга. Приводит к уменьшению эффективности усиления силы нажатия на педаль тормоза. Решением является замена поврежденного шланга.
Нарушение герметичности мембраны. Приводит к утечке вакуума и потере эффективности системы усиления. В этом случае требуется замена мембраны или всего усилителя.
Поломка обратного клапана. Нарушает работу всей системы усиления, требует его замены для восстановления нормальной работы.
Три основных поломки дискового тормозного механизма
Износ тормозных колодок. Когда колодки становятся слишком тонкими, эффективность торможения значительно снижается. Самая распространенная поломок в дисковом механизме.
Повреждение тормозных дисков. Они могут повредиться по нескольким причинам: перегрев, механическое воздействие или коррозия. Перегрев часто возникает при длительном использовании тормозов на больших скоростях или при спуске с горы. Механические повреждения могут быть результатом попадания камней или других твердых предметов под колеса.
Заклинивание суппортов. Может быть вызвано коррозией, загрязнением или недостаточной смазкой. Это приводит к неравномерному износу колодок и дисков, снижению эффективности торможения.
Признаки некорректной работы тормозов
Шумы и вибрации — скрипящие звуки, дребезжание или вибрации свидетельствуют о неприятностях с колодками или дисками.
Увеличенный тормозной путь — указывает на износ колодок или проблемы с гидравлической системой.
Тугая педаль — может быть признаком проблем с вакуумным усилителем или гидравлической системой.
Пульсация педали — указывает на деформацию дисков. Неравномерное торможение — признак заклинивания суппорта.
Почему возникают неисправности тормозов?
Низкое качество компонентов. Использование низкокачественных запчастей часто приводит к более быстрому износу, поломкам.
Неправильная эксплуатация. Агрессивный стиль вождения, частые резкие остановки, перегрузка автомобиля увеличивают нагрузку на структуру, ускоряют ее износ. Длительное использование без перерывов также ведет к перегреву компонентов.
Нехватка регулярного обслуживания. Недостаточное внимание к проверке состояния колодок, дисков, уровня жидкости может привести к неожиданным сбоям.
Внешние факторы. Погодные условия (влага, соль на дорогах), дорожные условия (плохое покрытие), попадание инородных предметов также негативно влияют на состояние системы.
Как действовать, если сломались тормоза?
В первую очередь, не паникуйте. Так вы сможете трезво оценить ситуацию, среагировать наилучшим образом.
Медленно поднимайте рычаг ручного тормоза для постепенного снижения скорости. Не дергайте рычаг резко, это может привести к блокировке колес, потере управления.
Если ваш автомобиль оснащен механической коробкой передач, переключите на пониженную передачу, чтобы снизить скорость за счет двигателя.
Постепенно уменьшайте скорость, ищите безопасное место для остановки — обочину или парковочную зону.
Используйте препятствия — в крайнем случае можно использовать бордюры, кусты или другие мягкие препятствия для экстренной остановки.
Включите аварийные огни, сигнализируйте о вашей проблеме.
Советы по уходу и ремонту
Следует регулярно проверять уровень жидкости в расширительном баке главного цилиндра и доливать его до нормы при необходимости.
Рекомендуется менять тормозную жидкость каждые 2 года или через каждые 40-60 тысяч километров пробега.
Колодки должны быть заменены при износе до 3 мм толщины фрикционного материала. Диски также нуждаются в регулярном осмотре на наличие трещин или деформаций.
Если педаль тормоза становится тугой или педаль начинает “проваливаться”, это может свидетельствовать о неисправности вакуумного усилителя.
ABS предотвращает блокировку колес при экстренном торможении, поэтому её исправность критически важна для безопасности поездок.
Своевременно проверяйте состояние шлангов на наличие трещин, утечек и износа.
Неисправности в тормозной системе автомобиля — серьезная угроза безопасности водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. Регулярное техническое обслуживание, своевременная диагностика, ремонт неисправностей помогут поддерживать систему в рабочем состоянии, обеспечивая безопасное передвижение на дорогах.