Тормозная система — это одна важнейших структур, обеспечивающих безопасность на дорогах. Предназначена для замедления или полной остановки транспортного средства. Основными компонентами являются дисковые и барабанные тормоза, тормозные колодки, тормозные диски, вакуумный усилитель и главный тормозной цилиндр. Надежность и исправность всех этих элементов критически важны для безопасного передвижения.
Четыре возможных неисправности тормозного привода
- Загрязнение тормозных колодок, дисков. Приводит к ухудшению сцепления между колодками и дисками, снижая эффективность торможения. Решение этой проблемы включает регулярную очистку, проверку состояния компонентов на предмет износа.
- Износ или деформация тормозных дисков. Механизм подвержен значительному износу при частом использовании автомобиля. Также возможна деформация из-за перегрева при интенсивном торможении. Решением может быть замена дисков или их проточка (восстановление поверхности).
- Утечка тормозной жидкости. Может происходить через трещины в трубках или соединениях, что существенно снижает давление и эффективность работы. Регулярный осмотр на предмет утечек и своевременное устранение обнаруженных проблем является практичным решением.
- Воздух в системе. Его появление приводит к образованию воздушных пробок, которые снижают давление при нажатии на педаль тормоза, ухудшают эффективность работы. Для устранения проблемы необходимо провести процедуру прокачивания с целью удаления воздуха.
Три частых поломки вакуумного усилителя тормозов
- Повреждение вакуумного шланга. Приводит к уменьшению эффективности усиления силы нажатия на педаль тормоза. Решением является замена поврежденного шланга.
- Нарушение герметичности мембраны. Приводит к утечке вакуума и потере эффективности системы усиления. В этом случае требуется замена мембраны или всего усилителя.
- Поломка обратного клапана. Нарушает работу всей системы усиления, требует его замены для восстановления нормальной работы.
Три основных поломки дискового тормозного механизма
- Износ тормозных колодок. Когда колодки становятся слишком тонкими, эффективность торможения значительно снижается. Самая распространенная поломок в дисковом механизме.
- Повреждение тормозных дисков. Они могут повредиться по нескольким причинам: перегрев, механическое воздействие или коррозия. Перегрев часто возникает при длительном использовании тормозов на больших скоростях или при спуске с горы. Механические повреждения могут быть результатом попадания камней или других твердых предметов под колеса.
- Заклинивание суппортов. Может быть вызвано коррозией, загрязнением или недостаточной смазкой. Это приводит к неравномерному износу колодок и дисков, снижению эффективности торможения.
Признаки некорректной работы тормозов
- Шумы и вибрации — скрипящие звуки, дребезжание или вибрации свидетельствуют о неприятностях с колодками или дисками.
- Увеличенный тормозной путь — указывает на износ колодок или проблемы с гидравлической системой.
- Тугая педаль — может быть признаком проблем с вакуумным усилителем или гидравлической системой.
- Пульсация педали — указывает на деформацию дисков. Неравномерное торможение — признак заклинивания суппорта.
Почему возникают неисправности тормозов?
- Низкое качество компонентов. Использование низкокачественных запчастей часто приводит к более быстрому износу, поломкам.
- Неправильная эксплуатация. Агрессивный стиль вождения, частые резкие остановки, перегрузка автомобиля увеличивают нагрузку на структуру, ускоряют ее износ. Длительное использование без перерывов также ведет к перегреву компонентов.
- Нехватка регулярного обслуживания. Недостаточное внимание к проверке состояния колодок, дисков, уровня жидкости может привести к неожиданным сбоям.
- Внешние факторы. Погодные условия (влага, соль на дорогах), дорожные условия (плохое покрытие), попадание инородных предметов также негативно влияют на состояние системы.
Как действовать, если сломались тормоза?
- В первую очередь, не паникуйте. Так вы сможете трезво оценить ситуацию, среагировать наилучшим образом.
- Медленно поднимайте рычаг ручного тормоза для постепенного снижения скорости. Не дергайте рычаг резко, это может привести к блокировке колес, потере управления.
- Если ваш автомобиль оснащен механической коробкой передач, переключите на пониженную передачу, чтобы снизить скорость за счет двигателя.
- Постепенно уменьшайте скорость, ищите безопасное место для остановки — обочину или парковочную зону.
- Используйте препятствия — в крайнем случае можно использовать бордюры, кусты или другие мягкие препятствия для экстренной остановки.
- Включите аварийные огни, сигнализируйте о вашей проблеме.
Советы по уходу и ремонту
- Следует регулярно проверять уровень жидкости в расширительном баке главного цилиндра и доливать его до нормы при необходимости.
- Рекомендуется менять тормозную жидкость каждые 2 года или через каждые 40-60 тысяч километров пробега.
- Колодки должны быть заменены при износе до 3 мм толщины фрикционного материала. Диски также нуждаются в регулярном осмотре на наличие трещин или деформаций.
- Если педаль тормоза становится тугой или педаль начинает “проваливаться”, это может свидетельствовать о неисправности вакуумного усилителя.
- ABS предотвращает блокировку колес при экстренном торможении, поэтому её исправность критически важна для безопасности поездок.
- Своевременно проверяйте состояние шлангов на наличие трещин, утечек и износа.
Неисправности в тормозной системе автомобиля — серьезная угроза безопасности водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. Регулярное техническое обслуживание, своевременная диагностика, ремонт неисправностей помогут поддерживать систему в рабочем состоянии, обеспечивая безопасное передвижение на дорогах.