Не держит стояночный тормоз: что делать?

Стояночный тормоз — это механическая или электрическая система, которая удерживает автомобиль в неподвижном состоянии. Ее предназначение — предотвращение самопроизвольного движения авто, например, на уклоне. Стояночный тормоз полезен при выполнении сервисных работ: замены колес или диагностики автомобиля.

Работа стояночного тормоза основана на блокировке вращения колес (чаще задних) без участия основной тормозной системы. Это упрощает эксплуатацию авто и снижает нагрузку на гидравлические элементы.

Как устроен стояночный тормоз?

Автомобили оснащены двумя основными типами стояночных тормозов: механическим (ручной привод) и электронным (электрический ручник). 

Механический стояночный тормоз – это классическая конструкция, которая до сих пор широко используется во многих автомобилях. Она состоит из:

  • Рычаг/ручка — обычно располагается между передними сиденьями или в районе приборной панели. Для активации необходимо потянуть рычаг вверх либо нажать на педаль (в некоторых моделях).
  • Тросы — стальные тросы передают механическое усилие от рычага к тормозному механизму задних колёс.
  • Тормозные механизмы — в большинстве случаев используются барабанные системы либо отдельные колодки в дисковых тормозах (внутренние).
  • Механизм фиксации — обеспечивает удержание рычага в зафиксированном положении.

При задействовании ручника водитель усилием через систему тросов приводит в действие тормозные механизмы, которые блокируют колеса.

Электронный стояночный тормоз – более современное решение, где для активации тормоза используется электрический привод. Основные компоненты:

  • Кнопка активации — расположена на центральной консоли или приборной панели. Вместо рычага водитель нажимает кнопку.
  • Электродвигатели на колёсах — они зажимают тормозные колодки.
  • Блок управления (ECU) — контролирует работу системы, интегрируя её с другими устройствами автомобиля: датчики уклона или ABS.

Электронная система удобнее и обеспечивается дополнительными функциями, например автозатягивание при остановке на уклоне или автоматическое отпускание при начале движения.

Стояночный тормоз авто

Почему плохо держит ручник?

Если стояночная система перестала эффективно удерживать автомобиль, это может быть вызвано множеством факторов:

  • Износ троса. Со временем он может растянуться, что снижает эффективность натяжения.
  • Повреждение механизма. Ломаются рычаг или крепления, что делает систему не способной фиксировать колеса.
  • Износ тормозных колодок или дисков. При длительной эксплуатации колодки или барабаны стираются, уменьшая силу трения.
  • Заклинивание троса или механизмов. Из-за коррозии или накопления грязи может нарушиться подвижность троса.
  • Неисправности в электронной системе (если используется EPB). Это могут быть ошибки в программном обеспечении, выход из строя сенсоров или самих электрических приводов.
  • Недостаточное натяжение системы. Регулировка троса или механизма могла быть нарушена, особенно после выполнения ремонтных работ.

Как обнаружить неисправность?

Обнаружить проблему с ручником достаточно просто. Вот несколько признаков, которые свидетельствуют о неисправности:

  • Автомобиль заметно движется даже при активированном ручнике, особенно на уклоне.
  • Ход рычага стал длиннее обычного (его нужно поднимать выше для фиксации).
  • При нажатии рычага тормозного механизма ощущается ослабление сопротивления.
  • Слышны посторонние звуки при фиксации ручника: скрежет, щелчки или скрип.
  • Для автомобилей с электронной системой может загореться индикатор ошибки на приборной панели.
  • Под автомобилем появляются следы коррозии или грязи около тросов или механизмов тормоза.
Электрический ручник

Как исправить поломку?

Для восстановления стояночного тормоза важно точно определить причину неисправности. Алгоритм действий следующий:

  1. Проверка троса. Осмотрите тросы на предмет целостности, ржавчины или растяжения. При выявлении дефектов производится замена тросиков ручника. Если видны лишь признаки загрязнения, можно смазать и очистить его.
  2. Замена тормозных колодок. Если колодки и диски изношены, их меняют вместе с тормозными дисками или барабанами. Это улучшит сцепление тормоза с колесами.
  3. Регулировка системы. Даже исправный трос со временем может ослабнуть. Специалист сможет отрегулировать натяжение, чтобы механизм снова заработал корректно.
  4. Диагностика EPB. Если автомобиль оснащен электронным стояночным тормозом, потребуется выполнить компьютерную диагностику системы. Проблема решается прошивкой блока управления или заменой сломанных узлов.
  5. Ремонт рычажного механизма. Если проблема кроется в рычаге или его креплениях, эти части подлежат замене.
  6. Обслуживание и смазка. Могут улучшить подвижность всех узлов ручного тормоза.

Попытки самостоятельного ремонта могут привести к ухудшению состояния системы. Лучше доверить диагностику и ремонт профессионалам, особенно если речь идет о замене или регулировке сложных узлов.

Внимание тормозам

Тормозная система, частью которой является стояночный компонент, требует регулярного обслуживания. Пренебрежение диагностикой может не только снизить эффективность фиксации машины, но и создать аварийные ситуации. Чтобы избежать проблем, проверяйте состояние тормозных узлов каждые 10-15 тысяч км. Не перегружайте стояночный тормоз, особенно на крутых уклонах (в таких случаях используйте вместе с ним передачу или клинья). При первых признаках неисправности обращайтесь в сервис для проведения диагностики.

Тормоза

Полезные советы автовладельцам

  1. Регулярное обслуживание. Проверяйте натяжение троса, состояние рычага и тормозных колодок в рамках планового ТО.
  2. Используйте ручник правильно. При запуске автомобиля всегда снимайте стояночный тормоз, чтобы избежать износа системы. Не рекомендуется активировать его на ходу.
  3. Осторожность зимой. При низких температурах тросы могут примерзать, особенно если в них присутствует влага. В таких случаях паркуйте машину на передаче или используйте упоры.
  4. Следите за индикаторами. При наличии EPB обращайте внимание на сообщения бортового компьютера. Они помогут понять, когда система требует обслуживания.
  5. Обращение в проверенный сервис. Доверьте ремонт стояночной системы профессионалам. Автосервис «Автоклуб 8» предлагает качественное обслуживание всех узлов автомобиля с гарантией результата.

Стояночный тормоз — ключевой компонент безопасности вашего транспорта. Игнорирование его неисправностей может привести к серьезным последствиям для автомобиля. Регулярное техническое обслуживание и правильная эксплуатация помогут предотвратить проблемы, а при необходимости ремонта всегда обращайтесь в профессиональный автосервис.

section-contact-img
у нас работает магазин автозапчастей со своим складом,

где возможен заказ и подбор запасных частей и сопутствующих товаров.
Возможна доставка на дом

Время работы:

Пн - Вс с 9:00 до 21:00

Адрес:

г. Москва, ул. Садовники, 11А

Ближайшие станции метро:

Коломенская - 610 метров

Каширская - 2,2 км

Технопарк - 2,2 км

Телефон сервисного центра:
8 (499) 647-89-46
Время работы:

Пн - Вс с 9:00 до 21:00

Адрес:

г. Москва, ул. Садовники, 11А